NN
Nik Nadejdin

Работа под музыку

У обычной работы за столом — над текстом, над цифрами, над чем-нибудь другим — есть хороший помощник. Это музыка. Ну, да, музыка — самая обычная, не задающая ритм, не навязчивая. Включаем музыку и начинаем работать. Готовимся, скажем, к экзаменам. Изучаем предмет, а заодно запоминаем то, что следует запомнить.
Всё идёт так, как и должно идти. Музыку мы делаем негромкую — едва различимую. Несколько раз громкость подрегулируем — до той поры, пока не перестаём обращать на неё внимание. И учим, учим, учим. В результате обнаруживаем удивительное качество. Музыка помогает нам изучить необходимый текст (цифры или и то, и другое). Но сама при этом не запоминается.

Работа под музыку

Этот эффект называется наложением внимания. В данном случае музыка служит дополнением к изучению текста. Она — вторичный раздражитель, на который мы отвлекаемся лишь поначалу, пока музыка является доминирующим раздражителем. Потом, когда мы отрегулируем звук, а сама музыка будет звучать негромко, ненавязчиво, возникнет основной эффект — усиления внимания на основной раздражитель. То есть на саму изучаемую нами науку.
Всё это легко проверить на практике. Нужно лишь заставить себя заниматься — изучать нужные правила или какие-то слова. В связи с этим нужно немного подготовиться. Во-первых, обустроить место, где мы будем учить эти правила. Обо должно быть простым и удобным. И, конечно же, тихим — это одно из основных условий.
Далее — нужен магнитофон. Или какой-то источник негромкой музыки. Радио или небольшая магнитола. Качество звука вторично, хотя, на нём не следует особенно экономить. Если вы будете слышать писклявый звук с некими призвуками, то хорошего ждать от этого опыта не стоит. Возьмите самую обычную звуковую систему — ту, что не портит звука. И воспользуйтесь её возможностями. Можете, к примеру, использовать плеер MP3. Хорошие наушники тоже раздражитель, но небольшой и несерьёзный.

Музыка и продуктивность

И всё. Вы начинаете погружаться в ту среду, которую создали себе сами.
Какую музыку лучше использовать? Абсолютно всё равно. Любую — ту, которая вас не раздражает. Ту, которая вам, скорее, нравится, чем нет. Скажем, оркестр Поля Мориа (если кто-то помнит ещё о таком). Или нечто схожее (таких оркестров, слава богу, хватает). Главное, чтобы музыка не вызывала ответной реакции. Не заводила вас, не требовала особого внимания.
Уровень громкости поначалу вы выберете такой, чтобы всё слышать. Потом сделайте его поменьше. Ещё меньше — чтобы слышать, но не громко. И начинайте заучивать то, что полагается.
Спустя очень короткое время вы поймёте, что эффект наложения внимания сработал. Вы полностью погружены в изучение предмета, а музыки не замечаете. При этом она вовсе не выглядит паразитным раздражителем. Нет! Она звучит так, как звучит. И... звучит тот текст, который вам надо заучить.
Ваше внимание, подготовленное для восприятия текста (допустим, текста — так всё-таки легче говорить), на музыку ни в коем случае не отвлекается. Но зато та часть внимания, что отвлекается на прослушивание музыки, присоединяется к заучиванию текста. И музыка совершенно не воспринимается.

Слушать музыку

Она не воспринимается до такой степени, что после завершения занятий вы не сможете сказать, что за музыку вы слушали. Причём, уровень громкости вы можете несколько повысить. Вы в любом случае не сможете её услышать. Правда, уровень громкости — это всё-таки ключевой момент. Вы о нём в своё время забудете. И поэтому повышать его не придётся. А если придётся, то в этом опыте не сработает главное — текстовый раздражитель. И опыт ваш не удастся.
Попытка проведения одного опыта, другого в конечном счёте завершится тем, что вы начнёте что-нибудь под музыку учить. Ну, да — под не навязчивую музыку, о которой я уже говорил. И с каждым разом вера в это скромное действо в вас укрепится. И вы окончательно поверите в силу моих слов.
Но не следует так всё усложнять. Музыка — лишь самый простой вторичный раздражитель. И не самые универсальный. Есть множество других раздражителей, которые станут вашими помощниками, сумей вы с ними совладать.
Вот, допустим, мерцающий свет. Он мерцает едва-едва, не намного мешая вашей учёбе. Но на самом деле он вовсе не мешает. Он — помогает. Нужно лишь взять в качестве вторичного раздражителя его.
Или звуки работающего мотора — равномерные, не раздражающие. Но и не особо помогающие в изучении. Давайте попробуем испытать в качестве вторичного раздражителя их. И вы поймёте, насколько этот метод хорош.

Как подготовиться к экзаменам

Он хорош не только в изучении чего-то. Но именно в изучении его достоинства проявляются наиболее ярко.
Использовать эффект наложения внимания можно (и, добавим, нужно) в любой ситуации. Главное — добиться нужного эффекта.
Тогда любое дело вам покажется парой пустяков. Особенно заучивание больших текстов. Главное качество, присущее, между прочим, актерам. И не только актерам. Память важна для любой современной профессии. Особенно, если эта профессия связана с большим количеством знаний, полученных нашими предками.
Но это уже, похоже, другая история...