АР
Алёна Рогозинская

Керамическая флористика — хобби или искусство?

Искусство керамической флористики пришло к нам из Японии. В этой стране издавна было известны секреты создания удивительных цветов из глины и фарфора. Изобретение полимерной глины открыло новые горизонты для творчества. Современной разновидностью этого материала стал холодный фарфор. Он дает возможность изготавливать удивительные по красоте и достоверности цветочные композиции. Это направление хенд-мейда получило в нашей стране мгновенное признание и растущую популярность. Изготовители одной из марок холодного фарфора даже придумали специальное название этому виду рукоделия — керамическая флористика. Как начать создавать свои собственные цветочные шедевры?

Холодный фарфор

Лепка из холодного фарфора: материал, инструменты, правила

Заинтересовавшись техникой лепки, первым делом приходится решать, из какого именно материала делать первые работы. Существует некоторая путаница в терминах. Холодный фарфор относится к разновидности полимерных глин, а их существует огромное множество. Многие из этих материалов также отвердевают на воздухе, но по своей структуре не подходят для реалистичной лепки. Поэтому искать нужно именно флористическую глину. Она обладает упругой и мягкой структурой, на ощупь больше всего похожа на свежее тесто, только к рукам не прилипает.

Если вы зададитесь целью приобрести холодный фарфор, то чаще всего вам встретятся японская глина Hearty и Deco, тайская Modena. Есть и популярный российский производитель, который выпускает продукцию под торговой маркой FLEUR. Для того, чтобы выбрать материал, с которым будет комфортно работать, самое правильное — попробовать разные глины.

Фарфоровая флористика

Отмечу, что сама работа с этим материалом чрезвычайно приятна. Глина не сушит рук, не оставляет на пальцах следов, она мягкая, податливая, легко формируется. Сам процесс лепки является источником приятных ощущений.

Правила работы с холодным фарфором:

  • Открытую глину следует тщательно упаковывать для хранения. Оказываясь на воздухе, она быстро застывает, становясь, в буквальном смысле, пластиком. Вернуть в исходное состояние ее уже нельзя. Поэтому хранить распечатанную глину необходимо в полиэтиленовой пленке, максимально плотно завернув. Хорошо еще и упаковать в контейнер. Для пущей сохранности полиэтилен можно слегка смазать детским маслом с той стороны, где происходит контакт с глиной.
  • Окрашенная глина быстрее затвердевает. Поэтому готовить разноцветную глину лучше в том количестве, которое вы сразу планируете использовать.
  • Глину нужно хранить подальше от детей, чтобы непоседливые чадо не придумали попробовать ее на вкус. Выглядит она иногда, и правда, очень аппетитно.

В дополнение к глине понадобится латексный клей для сбора цветка, флористическая проволока разного диаметра. Она обозначается номерами. Чем больше номер проволоки, тем меньше ее диметр. Для больших соцветий используются номера 20-22, для маленьких — 26,28,30. Очень крупные и тяжелые цветы собираются на проволоку № 18.

Нужны будут и краски. Для легкой тонировки подходит сухая пастель, хотя многие ее недолюбливают из-за того, что она осыпается. Чаще всего применяются масляные краски. Они могут подмешиваться в глину, давая главный цвет. Ими можно тонировать готовую работу. Для использования масляных красок нужен будет растворитель. Уайт-спирит дешевле, быстрее сохнет, не дает блеска, но имеет очень резкий запах. Разбавители на основе льняного масла, которые можно приобрести в художественных салонах, стоят дороже, зато почти не пахнут. Минус — долго сохнут.

Керамическая флористика требует целого набора приспособлений и инструментов даже на начальном этапе. Каков минимум, без которого вы не сможете обойтись?

  • Основной стек. Это главный инструмент для работы с глиной. Им раскатывают лепестки, делают прожилки, подкручивают кончики, делают массу необходимых действий. Для самых маленьких цветочков роль стека может выполнить вязальная спица, но и это не слишком удобно.

Основной стек

  • Стек с двумя шариками на концах. Его иногда называют «гантелей», а шарики — бульками. Очень полезная вещь, помогает быстро придать листочкам и лепесткам нужную выразительность.

Стек с двумя шариками на концах

  • Каттеры. Формы-резаки для изготовления определённых цветов. Похожи на формочки для вырезания печенья. Удобны для начинающих, а также для тех, кто сделал керамическую флористику профессией. На первых порах можно попробовать обойтись без них, особенно при изготовлении простых форм.

Каттеры

  • Нож-резак. Им вырезают заготовки из глины. Особенно полезен при отсутствии каттеров. Можно заменить перочинным ножом из хорошей стали.
  • Маникюрные ножницы с прямыми и изогнутыми концами. Раскатанную глину очень легко резать, исправляя и корректируя форму лепестков и листьев. Ножницы здесь незаменимы.
  • Скалка для раскатки глины. Ее роль может выполнить любой прочный круглый предмет, пусть даже из кухонного обихода. Главное, чтобы он был удобный и надежный в использовании.
  • Молды. Это оттиски листочков и лепестков, с помощью которых получается структура цветов, отпечатываются все прожилки.

Молды

Что еще потребуется из инструментов? Кусачки для проволоки, набор кистей. Лучше брать синтетические, они не линяют.

Обязательно подумайте заранее, на чем будете сушить лепестки. Изделия из глины высыхают за 12-24 часа, в зависимости от толщины лепестка. Для того, чтобы в процессе сушки отдельные лепестки и листья не потеряли своего вида, нужна подставка. Не обязательно покупать ее специально. Подойдет перевернутая формочка для льда, бутылка небольшого диаметра. На нее удобно выгладывать изогнутые лепестки.

Цветы из фарфора

Для вертикальной сушки готового изделия частенько используют веревки для белья.
После того, как вы сформировали твердое намерение заняться керамической флористикой и обзавелись самыми необходимыми материалами, можно приступать к лепке.

Начинать лучше с несложных композиций. Очень эффектно выглядят каллы, антуриум, лилии. Мастер-класс по лепке белых калл станет темой следующей статьи.