Кто зарабатывает на ремонте?
К формату DIY (Do It Yourself) принято относить магазины товаров для дома и ремонта. В переводе с английского название формата звучит как «сделай сам».
Рынок DIY — достаточно молодое направление для России. Сегодня магазины этого формата представляют собой альтернативу строительным рынкам, которые с появлением DIY-сегмента начали сдавать свои позиции. Вообще товары для ремонта, строительства и обустройства дома пользуются в России чрезвычайно высоким спросом.
Увеличение объемов возведения жилья, рост доходов населения и развитие различных кредитных программ привели к тому, что горожане активно занялись ремонтом. Магазин DIY объединяет под одной крышей несколько специализированных магазинов, поэтому в нем представлен широкий ассортимент товаров для ремонта, работ по дому и благоустройству сада разных ценовых категорий.
В целом формат DIY — довольно широкое понятие, в котором можно выделить несколько категорий магазинов, в первую из которых попадают магазины, предлагающие в большей степени строительные инструменты и профессиональные товары для ремонта.
Вторая категория — soft DIY («легкий, домашний») — объединяет магазины, специализирующиеся на товарах для интерьера и обустройства дома. Широкий спектр представляемого ассортимента позволяет успешно создавать концепции, в которых представлены оба направления товаров. Хотя стоит отметить, что рынок России в сфере товаров для быта плохо структурирован, профессиональные операторы только начали появляться.
Гипермаркетам товаров для дома и ремонта еще предстоит пройти путь к цивилизованной торговле, который в свое время проделал продуктовый ретейл. В том или ином виде магазин товаров для дома сегодня присутствует практически в каждом новом торговом центре. Супермаркеты и гипермаркеты товаров для ремонта и дома выступают в качестве «якорей» в ТЦ и, соответственно, размещаются на «якорных» условиях, в первую очередь заключающихся в размере арендной ставки, которая существенно ниже, чем для других арендаторов объекта.
Крупные зарубежные игроки предпочитают размещаться в собственных зданиях. По своим стандартам они возводят здания-«коробки» правильной формы и необходимой им площади, внутри которых можно легко организовать эффективное зонирование и движение товаров. Как правило, крупные отдельно стоящие гипермаркеты занимаются продажей строительных материалов — товаров, за которыми покупатель едет целенаправленно.
В торговом же комплексе покупатели совершают больше импульсивных, эмоциональных покупок, поэтому предпочтительнее размещение там супермаркетов с товарами для интерьера, дизайна, мелкого ремонта.
В силу этой особенности магазины формата hard DIY в составе крупных торговых комплексов могут, в принципе, даже не иметь связи с торговой галереей. Для магазинов soft DIY подобная связь необходима и оправданна.