Diy.ru
Diy.ru

Виды составов для окраски поверхностей

Составы, применяемые для окраски поверхностей, делятся на несколько видов в зависимости от качества и типа окрашиваемого материала и их эксплуатационной функции.

Масляные составы

Для отделки внутренних и внешних поверхностей используются универсальные масляные составы. В их число входят: густотертая паста, смеси сухих пигментов и наполнителей на натуральной или искусственной олифе. Покрытия из масляных красок выполняют защитную функцию, особенно это важно для металлических поверхностей.

Для окраски стальных кровель и металлических конструкций применяют алюминиевые эмалевые краски, изготовленные на масляном лаке.
Пигментом в этих красках служит алюминиевая пудра, хорошо отражающая солнечные лучи.

Синтетические малярные составы

В этих составах в качестве связующих применяют синтетические смолы, например перхлорвиниловую, кремнийорганическую, глифталевую и т. д. Синтетические малярные составы бывают водные и на растворителях. Обычно водные синтетические краски используют для внутренней отделки зданий, а для наружной — краски на органических растворителях.

Для наружной отделки зданий, например, служит перхлорвиниловая краска (ПХВ), состоящая из перхлорвиниловой смолы, пигментов, наполнителей, растворенных в ксилоле или сольвенте. Перхлорвиниловые краски рекомендуется использовать для отделки фасадов зданий в зимнее время года при отрицательных температурах из-за высокой огнеопасности красок (температура воспламенения ЗО...32°С).

Хорошей адгезией к асбестоцементу, бетону и другим строительным материалам обладают кремнийорганические краски, представляющие собой суспензию неорганических и органических пигментов в кремнийорганическом модифицированном лаке. Они долговечны и хорошо противостоят воздействию атмосферных факторов.

Поливинилацетатную краску применяют для внутренних отделочных покрытий по дереву, бетону, штукатурке. Она представляет собой суспензию пигмента и наполнителя с пластифицированной поливинилацетатной эмульсией с добавкой эмульгатора и стабилизатора.

Для окраски наружных и внутренних поверхностей предназначены эмульсионные акрилатные краски. Для высококачественных малярных отделок всех видов внутри помещений вместо масляных красок применяют алкидно-стирольные краски. При отделке столярных изделий широко используют глифталевые и пентафталевые эмали, дающие глянцевую поверхность.

Клеевые составы

Их применяют для окраски стен и потолков в помещениях. Наиболее часто применяют окрасочные составы на животном клее, на клее КМЦ (на основе натриевой соли карбоксиметилцеллюлозы) и клеевосковой состав для высококачественной декоративной окраски.

Колер готовят в количестве, необходимом для окраски всех помещений. Составы на основе клея КМЦ хранятся несколько суток, но уже через сутки они начинают приобретать матовый оттенок. Составы на животном клее обычно готовят в количестве, необходимом для работы одной смены, но он может храниться в течение 45...48 ч, после чего состав «загнивает».

Окраску клеевыми составами производят примерно через 12 ч после нанесения грунтовки, которая к этому времени высыхает. Сначала послойно окрашивают потолок (второй слой наносят на высохший первый). Составы в основном наносят с помощью электрокраскопульта или ручного краскопульта. Составы при улучшенной окраске выполняют в два слоя, при высококачественной окраске — в три. При окраске маховой кистью нанесенную краску растушевывают, при окраске кистями-макловицами — не растушевывают. Окраску производят по правилам окраски водными составами — соответственно механизированным или ручным способом.

Известковые составы

Известковые составы являются сравнительно недорогими водными красками. Для улучшения их свойств были разработаны составы с различными добавками, начиная от поваренной соли и заканчивая олифой и синтетическими смолами. Все составы после приготовления процеживают через сито.

При добавке синтетических смол ее количество увеличивают при повышении количества пигментов. Для темных тонов применяют серый портландцемент, для светлых колеров вместо него — белый цемент с частичной заменой каолином или мелом.

Алкидные составы

Алкидными называются краски, у которых связующим являются алкидные олифы. Они выпускаются густотертыми и готовыми к применению. Алкидные краски применяются наряду с масляными для окраски внутренних и наружных поверхностей.

Глифталевые краски — это суспензии пигментов и наполнителей в глифталевом лаке с добавлением сиккатива и растворителя. Их выпускают готовыми к применению и густотертыми. В зависимости от марок глифталевые краски применяются также для окраски внутренних (кроме окраски полов) и наружных поверхностей. Растворителем для них является бензин-растворитель.

Пентафталевые краски — это суспензия двуоксида титана и различных пигментов и наполнителей в пентафталевом лаке также с добавкой сиккатива и растворителей. Применяются пентафталевые краски для окраски металлических, деревянных и других поверхностей, регулярно подвергающихся атмосферным воздействиям. Растворителями для них являются как бензин-растворитель, так и сольвент и скипидар.

Окраска поверхностей этими красками аналогична окраске поверхностей масляными красками. При этом применяются те же средства механизации и инструменты (кисти, валики) и та же технология производства работ.

Органосиликатные составы

Органосиликатные составы применяются для окраски фасадов по бетону, прочной штукатурке, кирпичу, металлу, керамике и стеклу. Но их наносят только на жесткие основания, чтобы из-за повышенной прочности сцепления с ним не происходило отрыва пленки краски от основания.

Краски наносят в любое время года при температуре воздуха от +40 до-40 °С. В зависимости от этого вязкость краски составляет от 20 до 100 с при очень низких температурах окружающей среды. При необходимости ее понижают растворителем (толуолом).

Их наносят валиками или распылителями двумя слоями (второй слой наносят на высохший первый; в жаркое время года краска высыхает приблизительно за 30 мин). При нанесении краски следят, чтобы она ложилась ровным слоем, без пропусков, рябин и потеков.

Так как краска быстро расслаивается, ее регулярно перемешивают, чтобы она не выпадала в осадок и была однородной.

Рекомендации

Для правильного использования необходимо точно знать основу и состав используемых красок. Существует общепринятая маркировка, которая помогает ориентироваться в разнообразных видах красок.

Следует помнить, что краски производятся на основе различных олиф или поливинилацетатной эмульсии, а эмали и лаки — на основе синтетических смол.

Входящий в состав красквяжущий элеме обозначается индексом из двух букв, стоящих рядом с названием краски:

  • МА — растительное масло или олифа
  • ГФ — глифталевые лаки
  • 11Ф — пентафталевые
  • НЦ — нитрат целлюлозы
  • КО — кремнийорганические лаки
  • ФА — масляно-фенольные лаки
  • МЧ — мочевиноформальдегидные смолы
  • МЛ — меламиноалкидные смолы
  • ПВА — на основе поливинилацетата
  • ВС — на основе сополимеров винилацетата
  • ПВС — на основе поливинилового спирта
  • АК — на акриловых смолах
  • УР — на основе полиуретанов
  • МС — на меламиностирольных смолах
  • АУ — на алкидноуретаковых смолах

Следующее за названием цифровое обозначение указывает нназначение краск Промышленность выпускает краски для внутренних и наружных работ, причем эксплуатационные характеристики этих красок различны:

  • 1 и 5 показывают, что краска пригодна для наружных и внутренних работ
  • 2 — только для внутренних
  • О — грунтовки
  • ОО — шпатлевки

Для некоторых видов красок применяются одни и те же растворители, разбавители, грунтовки и шпатлевки. Такие краски вполне совместимы между собой:

  • краски на олифах (МА)
  • глифталовых (ГФ)
  • пентафталевых (ПФ)
  • масляно-фенольных (ФА)

Ими можно красить любые конструкции, в результате получается сплошная, красивая, непористая пленка. Эта напористость препятствует воздухообмену. То есть такая краска не используется при покраске помещения, в котором стены и потолки должны «дышать».

Чтобы сохранить воздухопроницаемость поверхности, лучше всего воспользоваться клеевыми красками. Однако главный недостаток клеевых красок заключается в том, что с ними сложнее работать.