Елена Теплицкая (дизайнер, декоратор): Броские предметы — это доминанта
Собственный кабинет кажется вам тесноватым и скучным, но к радикальным мерам вы не готовы? Попробуйте просто изменить цветовое решение помещения. О том, как скрасить привычный интерьер, рассказывает Елена Теплицкая.
Бытует мнение, что яркие тона и краски — прерогатива «поколения пепси», а выбор взрослого человека — сдержанные, спокойные тона. Возможно, этот стереотип стал порождением тех времен, когда инициатива была наказуема, а наиболее разумным поведением считалась мимикрия под мебель. В отношении одежды, к счастью, монохромный образ жизни уже не в моде. А вот в оформлении интерьеров — как домашних, так и офисных — мы по-прежнему боимся экспериментировать. О значении цвета в декоре мы поговорили с Еленой.
Бизнес-Стиль: Елена, насколько важен выбор цвета в интерьере?
Елена Теплицкая: Сказать, что выбор важен — ничего не сказать. Значение цвета в декоре колоссально! Цвет способен визуально расширить или сузить пространство, сделать его более теплым или более холодным. Можно придать помещению классический, авангардный, комический или романтический вид. Стиль, объем, настроение, даже размеры помещения — все это задается цветом.
Б.-С.: Так как же создать настроение?
Е.Т.: Пастельные розовые, лиловые, бирюзовые, персиковые оттенки придают ощущение покоя и комфорта, настраивают на релаксацию. Лиловый — вообще цвет равновесия, гармонии духовного и физического. Одна яркая, доминирующая стена способна изменить настроение, создать эдакий праздник и, по сути, вообще задать стиль интерьера.
Б.-С.: Как правильно подобрать оттенки для жилых и рабочих комнат?
Е.Т.: Начнем со спальни. Посмотрите, куда выходят окна. Если на восток или на запад, выбирайте теплые и пастельные тона: нежно-розовый, приглушенный желтый, лиловый опять-таки. Кстати, эти цвета зрительно увеличивают помещение. Комнаты, выходящие окнами на юг, обычно очень светлые, иногда чересчур — их заливает солнце. Это можно скорректировать: подойдет цвет молодого яблока, пастельно-зеленый, цвет киви, холодный лимонный... Уместен — бирюзовый, а также цвет слоновой кости. Лучше, если в спальне будет два оттенка одного цвета, только разных по насыщенности. Чтобы обозначить углы, можно добавить другой цвет (например, красиво смотрится сочетание бирюзового и цвета слоновой кости). Пусть стена напротив постели будет яркой! Просыпаясь, вы будете смотреть именно на нее. Подойдет и крупный яркий узор — цветы, линии... Это станет своеобразным акцентом. В глаза он будет бросаться только утром — вечером яркие цвета нивелируются освещением.
В оформлении стен кабинета хорошо смотрится рисунок. Классический мужской интерьер — это обои в полоску, если потолок высокий, то возможен горизонтальный молдинг (накладная планка, соединяющая разные типы обоев). Идеальна зеленая, бирюзовая или голубая гамма. Эти цвета стимулируют мыслительный процесс. Только не серо-зеленый! Это скучный, утомительный цвет, абсолютно пассивный. Человек в таком интерьере быстро становится вялым. А вот зелено-желтый — в самый раз. Чистый желтый — цвет пробуждения, бешеной активности; зеленый его смягчит, но заснуть на рабочем месте не даст.
Цветовой акцент в интерьере hi-tech должен быть только один — например, стена в зоне переговоров, положим, оранжевая. Соседние можно выкрасить в серый, и кабинет станет очень нарядным. В комнате много стекла и металла? Пусть элемент, на котором вы хотите сделать акцент, будет натуральным и другой фактуры, например дерево.
В дамском интерьере фактура стен должна быть деликатней. Рисунки допустимы, но неброские, например, ненавязчивый пастельный узор «огурцы» — на стене за спиной у дамы, только на одной. В фактуре можно выбрать шелк, войлок, велюр, даже бархат с длинным ворсом — но все на хлопковой основе. Это будет выглядеть роскошно, но сдержанно. Шелк или бархат сами по себе задают эдакий светский тон, салонное настроение. В кабинете это неуместно, даже опасно: если ваш кабинет чересчур кокетлив, вас подсознательно будут воспринимать не как профессионала, а как женщину.
Кстати, цветовые решения в интерьере психологически очень показательны. Если превалируют яркие, насыщенные тона (особенно красный или оранжевый), человек очень активен, рискует, способен на смелые поступки. Но будьте осторожны: перебор с экстремальным цветом говорит о том, что человек не всегда контролирует свои поступки. Если кабинет оформлен в классическом стиле — перед вами личность традиционного склада, которая не любит рисковать, на переговорах ведет себя опасливо, тщательно взвешивает свой ответ. Не ждите нестандартных или быстрых решений. Если комната полна сувениров, призов и всевозможных наград за самые, порой, странные заслуги вроде победы на конкурсе скороговорок — перед нами честолюбивый, но не слишком успешный человек. Он хочет производить впечатление профессионала, но на деле похвастаться нечем.
Б.-С.: Как быть, если помещение многофункционально и служит разным целям?
Е.Т.: Разделить его на зоны, опять-таки с помощью колористики. Например, зону переговоров в кабинете стоит высветить ярким цветом (он способствует концентрации) и обозначить другой, особой фактурой — например, там может быть бамбуковая или сезалевая стена. А вот зону, в которой человек привык долго сидеть и размышлять, лучше оформить в пастельных тонах. В оформлении гардеробной избегайте броских оттенков: яркие стены дадут в зеркале искажение по цвету, и вы рискуете ошибиться с выбором одежды.
Б.-С.: А как насчет сочетаемости цветов?
Е.Т.: Сочетать можно практически все. Основной закон: два насыщенных цвета не могут существовать рядом без добавления пастели. Вернее, могут, но это будет кошмар... Два цвета начинают бороться между собой, и в жилом помещении от такого контраста можно сойти с ума. Это как в любви — один должен быть сильнее, другой — податливей. Например, синий и ярко-желтый, традиционные цвета Ikea — хороши, но не для домашней или рабочей обстановки. Если уж вам жизни нет без сине-желтого — играйте на яркости. Желтый сделайте броским, а синий — настолько пастельным, чтобы он ушел в голубой. Или наоборот, увеличьте его насыщенность настолько, чтобы он превратился в сине-черный.
Некоторые сочетания (конечно, при соблюдении упомянутого закона) смотрятся особенно красиво. Это оранжевый и синий, красный и зеленый, а также фиолетовый и желтый.
Б.-С.: Не секрет, что состояние человека часто зависит от сезона. Можно ли влиять на ситуацию с помощью интерьерных инструментов?
Е.Т.: И даже нужно! Вряд ли вы будете часто перекрашивать стены, зато можно менять текстиль и аксессуары. Экспериментируйте с фактурой и рисунком, здесь очень широкие возможности для маневра. Зимой чехлы на мебель и шторы могут быть дорогими, солидными — из бархата, шерсти, вельвета. А летом хорош набивной ситец, лен, прозрачная хлопковая вуаль, в общем, «прохладные» ткани; лето прошло — постирали такие чехлы или шторы и убрали в шкаф. Шелк, кстати, универсален: летом он кажется прохладным, а зимой — теплым. Желтые, оранжевые, синие тона дают ощущение воздуха и света. Зимой хорошо смотрятся бордо, терракота, темно-зеленый и изумрудный оттенки.
Б.-С.: Расскажите, как правильно комбинировать фактуры?
Е.Т.: Натуральные материалы сочетаются с натуральными, синтетика — с синтетикой. Например, пол в кабинете может быть деревянным, мраморным, из ковролина, или же ковровое покрытие. В этом случае сезальных или бамбуковых стен рядом быть не должно. Подойдет шелк или хлопок. А если пол сделан из камня или это паркет, уместен сезаль. В этом случае избегайте венских штор или штор с ламбрекенами — это будет смотреться смешно. Если у вас классический интерьер, то потолок должен быть матовым — здесь часто делают ошибку.
Три стены могут быть окрашенными, а одна — фактурной, ярко выраженной. Например, все тот же сезаль, бамбук, камень, флорентийская мозаика. Но есть правило: чем декоративней фактура, тем меньше должна быть площадь фактурного элемента. А вот мелкозернистой (например, шелковой) фактурой можно оклеить хоть все стены — это не режет глаза.
Б.-С.: Если можно, несколько слов об аксессуарах.
Е.Т.: Аксессуары должны перекликаться со стилем. Запомните, пластмасса в кабинете, где вы принимаете гостей, — табу! Даже лотки для бумаг, по возможности, лучше купить стеклянные. Долой статуэтки и фигурки. Фотография семьи — это максимум. Проследите, чтобы тыльная сторона рамки выглядела достойно: именно она будет обращена к визитеру. В противном случае рискуете продемонстрировать неуважение к собеседнику.
Кофейный сервиз должен быть серьезным и дорогим, без аляповатости. Моя слабость, например, фарфор Wedgewood. Прекрасно смотрится цветное стекло, сейчас его много — работы русских, итальянских дизайнеров. Светильники могут быть и классическими, и современными — ориентируйтесь на сочетаемость с мебелью.
Опасливые люди стараются оформить помещение целиком в пастельных тонах — мол, цветовые пятна могут вызвать раздражение. Это ошибка. В интерьере обязательно должны присутствовать яркие элементы. Есть такое понятие, как саккадическое движение глаз — когда взгляд ищет, на чем остановиться. Если вокруг только пастельные тона, глазу не за что зацепиться, и у человека возникает ощущение дискомфорта. Поэтому полностью пастельный интерьер столь же опасен, как и чрезмерно яркий.
С другой стороны, как только глаз зафиксирует что-нибудь яркое, человек автоматически запомнит объект. Броские предметы — это доминанта. Поэтому аксессуары нужно выбирать осторожно. В комнате могут быть прекрасные шелковые обои, дорогой паркет, гарнитур из ценных пород дерева. Но если на столе оказалась яркая пластмассовая пепельница — ее-то и будут вспоминать. Обои, мебель — все обратится в ноль.
Источник http://www.myhouse.ru