СА
Самёл

Подготовка автомобиля к зиме: устанавливаем ДХО

Готовь сани летом, а телегу — зимой.
© Народная мудрость

Подготовка автомобиля к зиме. Сколько уже написано на эту тему...Вроде бы, что нового можно сказать? При подготовке машины к зимней эксплуатации я пришёл к выводу, что важным и существенным фактором, обеспечивающим более надёжную эксплуатацию «железного коня», является установка ДХО, дневных ходовых огней.

Читатель может возразить: как связаны дневные ходовые огни и подготовка авто к зиме, если они должны использоваться круглогодично? Верно? Но я в летнее дневное время ближний свет в качестве ДХО преднамеренно не включал. И, спасибо вменяемым сотрудникам ГИБДД, проблем не было. Причины?

  • Во-первых, в нормальные летние дни реальная потребность дополнительного светового обозначения для меня, например, не совсем очевидна.
  • Во-вторых, многие авто просто не приспособлены для дневного использования осветительных приборов. Это зачастую приводит к тому, что владелец авто, забыв выключить освещение, просто разряжал АКБ авто. Но одно дело — лето. И совсем другое — зимой. Разрядка АКБ зимой — не только более критична, но может быть и фатальной с точки зрения дальнейшего движения авто.
  • В-третьих, зимой световой день намного короче. Полностью исключить использование осветительных приборов (к примеру, как летом) не только не получится, но и может быть опасно.
  • В-четвёртых, элементарные сравнительные расчёты показывают, что ДХО, при мощности потребления примерно 4-5 Вт на один осветительный прибор, явно экономичнее, чем фары ближнего света (55 Вт на одну лампу) в качестве ходовых огней. Т. е. при ежедневной эксплуатации авто в зимнее время нагрузка на АКБ уменьшается в разы.

Таким образом, установка ДХО, с учётом приближающейся зимы, стала для меня решённым делом.

Но, решив установить ДХО на свой автомобиль, я к своему удивлению обнаружил, что вроде бы такая довольно простая операция имеет свои «подводные камни» и нюансы, о которых владельцу авто необходимо иметь представление. Итак, по порядку.

Что необходимо знать при выборе ходовых огней

Первым делом необходимо определиться с возможным местом установки огней на машину. Поскольку от особенностей места установки будет зависеть конфигурация и размеры огней. В настоящее время на рынке присутствует огромный ассортимент ДХО, то есть выбирать есть из чего. Другое дело, что при выборе тех или иных фар важно учесть некоторые неочевидные факторы, которые могут осложнить не только саму установку огней, но и вождение машины.

Во-первых, необходимо, чтобы ДХО имели сертификат на их эксплуатацию в РФ. В противном случае вам грозят проблемы при прохождении ТО. Кстати, для многих «безымянных» ДХО в одкументации отсутствует такой показатель, как сила света прибора. Для РФ сила света ДХО должна быть в пределах (400-800) кд. Это значит, купив безымянный прибор, можно также пройти очередное ТО, потому что в продаже есть огни светосилой 60 кд (фактически для светотюнинга) и более 1000 кд.

Не обязательно, но желательно покупать ДХО с встроенным в них управляющим реле. Огни должны зажигаться при включении зажигания авто и гаснуть при выключении зажигания или при переходе на работу от штатных осветительных приборов.

Кроме того, настоятельно не рекомендую покупать ДХО, без их «тщательной примерки» на вашу машину. Итак, можно приступать к поиску дневных ходовых огней. Я выяснил интересный факт: из всех имеющихся на местном авторынке ДХО, только ходовые огни одного производителя имели сертификат для использования в РФ. Причём более высокая цена, как оказалось, не является критерием его наличия. Выбранные мной ДХО показаны на рисунке ниже.

Дневные ходовые огни фото

Основные особенности выбранных огней:

  • Выполнены из высокопрочного поликарбоната и пластикового корпуса с системой вентиляции и охлаждения;
  • 2 фары по 18 светодиодов в каждой с цветовой температурой 5000К мощностью 4Вт;
  • Универсальные крепления, проводка и набор крепежных элементов;
  • Габаритные размеры: 1822443мм;
  • Размер оптической части для врезки в бампер: 182*24 мм;
  • Сила света — 400 кд;
  • Встроенное (в корпус огней) реле управления. Косвенным подтверждением о наличии встроенного реле управления является наличие монтажных проводов для подключения огней в количестве большем двух. (Так как два провода используются для подачи питания от АКБ, а остальные — для цепи управления работой ДХО).
  • Схема подключения огней имеется в наличии.

Схема включения дневных ходовых огней

Включение дневных ходовых огней

Обратите внимание, что прибор должен иметь знак РСТ на упаковке.

1. Согласно ГОСТ Р 41.87-99, на всех сертифицированных ходовых огнях должно быть соответствующие обозначение, показано, для примера, на рисунке ниже.

Дневные ходовые огни правила

2. Предварительная «примерка» ходовых огней прошла удачно.

3. До покупки ДХО я вышел на сайт производителя. Выяснил, что сертификат на использование оборудование в РФ у фирмы есть.

Установка дхо на ваз

После того как рассеялись все сомнения, я купил выбранные ДХО.

Что необходимо учесть при выборе места установки ДХО на автомобиле

Тоже, вроде бы, простой вопрос. По крайней мере, существуют нормативные документы на установку ДХО, следуя которым можно, казалось бы, сделать это без проблем. Но, не зря говорят «Гладко было на бумаге, да на местности — овраги».

  • Покупка ДХО без учёта особенностей конкретного авто может закончиться тем, что их просто будет невозможно установить на данный автомобиль, не нарушив требований по их размещению.
  • Возможно, что форма или размеры купленных ДХО могут оказаться такими, что для данного авто потребуют несоразмерно большой объем дополнительных работ при установке.
  • Кроме того, при выборе места установки ДХО на свой автомобиль в обязательном порядке нужно убедиться, что их установке в конкретном месте не помешают внутренние детали авто (приборы, проводка, элементы крепления и т. д.).
  • Важно также учесть, что штатное крепление, да и сама конструкция большинства ДХО таковы, что устанавливать их открыто, на авто — вряд ли целесообразно.
  • Важно также учесть особенности эксплуатации автомобиля, чтобы, например, не оторвать ДХО при первом выезде на просёлочную дорогу.

С учётом особенностей конструкции и условий эксплуатации своего автомобиля для установки ДХО я решил использовать бампер авто. Способ установки — врезка (плотная) в бампер и крепление огней внутри бампера штатными средствами. Этот способ установки ДХО для моего авто (и ему подобных) считаю наиболее удачным.

Почему?

1. Во-первых, корпуса ДХО, как и элементы крепления, надежно защищены от внешних воздействий.

2. Более того, резиновая вставка в центральной части бампера является дополнительным уплотнителем и защитой от пыли и влаги.

3. И самое главное, установленные таким образом огни, полностью соответствуют требованиям к их размещению.
Ниже на фото показано авто с установленными ДХО. Высота установки огней — 49 см, расстояние между огнями — 90 см, отступ от боковых габаритов — 22 см.

Установка дхо

Установка ДХО

Сама процедура установки ДХО на автомобиль не представляет большой сложности и при наличии инструмента, занимает несколько часов. Из инструментов потребуется:

  • шуруповёрт с фрезой по металлу
  • электролобзик
  • электродрель
  • монтажный и мерительный инструмент (отвертка, ключи, линейка, чертилка)

Последовательность выполнения операций:

1. Снимаем передний бампер с авто, делаем разметку и высверливаем фрезой краевые отверстия для огней по их монтажному размеру.

дневные ходовые огни установка

2. Электролобзиком выпиливаем пазы для врезки ДХО по разметке. Для плотной посадки необходимо при разметке учесть допуски таким образом, чтобы финишный размер подогнать вручную напильником. Фото с готовым пазом в бампере:

Установка дхо +на ваз

3. Не обошлось и без проблем. Хоть я и «примерял» выбранные ДХО к своему авто, но примерно 10-15 мм по месту установки и по длине размеров ДХО всё же не учёл. Поэтому получилось, что крепление бампера «мешает» установке внутреннего крепления огней ДХО. В связи с этим пришлось болгаркой подрезать фланец крепления бампера к кузову авто.

Дневные ходовые огни +своими руками

Вывод простой: при выборе ДХО для своего автомобиля «совместимость» огней и места установки нужно производить более тщательно. К примеру, покупка тех же ДХО, но с габаритом по длине в 160 мм позволила бы установить их без проблем.

4. Поскольку схема подключения ДХО имеется в наличии, то проблем с подключением быть не должно.

Единственное, что необходимо учесть и докупить — это гофр (защитная оболочка) для монтажа проводки.
Кроме того, поскольку ДХО имеют небольшую мощность, необходимо использовать в силовой цепи предохранители соответствующего номинала.

Дневные ходовые огни схема подключения

Некоторые эксплуатационные выводы

1. Поскольку работа ДХО не зависит от водителя (т. е. включил зажигание — они горят, выключил зажигание — они потухли), стало намного спокойнее при проезде постов ГИБДД.
2. Для тех, кто использует ближний свет в качестве ДХО, исчезает проблема «выключил свет или не выключил».
3. Кстати, горят ДХО достаточно ярко (долго смотреть на них не получится), но при этом света от них практически нет. При проезде, к примеру, тоннелей, я включаю ближний свет.
4. Об остальных достоинствах ДХО (энергосбережение, влияние на ресурс и режим работы АКБ автомобиля) можно будет судить только после зимней эксплуатации, но я надеюсь, что мои суждения будут подтверждены практикой.
5. Хотим мы или нет, но ДХО добавляют некоторой внешней презентабельности и индивидуальности автомобилю:

Дневные ходовые огни на ваз

Примечания

1. Хотя все работы по установке ДХО проходили при моём деятельном участии и даже непосредственном руководстве, чисто по формальным причинам, я вынужден был обратиться в сертифицированный установочный центр, так как наличие официальных бумаг (акт выполненных работ, гарантийные обязательства, сертификат на право проведения данных работ) мог получить только в установочном центре. В противном случае, как объяснил инженер по гарантии на СТО, двух летняя гарантия может быть утрачена. Как говорят в таких случаях, выбирал из двух зол, решил сохранить гарантию.

2. При самостоятельной установке ДХО, которая не возбраняется требованиями нормативных документов, нужно иметь знания и навыки в электротехнике. То есть если у вас нет навыков работы с тестером (мультиметром), если вы не знаете, как рассчитать требуемый номинал предохранителя и т. д., то лучше за данную работу не браться.